Меню
Смотри, нас трое: я, ты и болезнь.
Поэтому, если ты будешь на моей стороне, нам будет легче одолеть ее одну.
Но если ты перейдешь на ее сторону, я один не в состоянии буду одолеть вас обоих!
Древний восточный врач-философ Авиценна
Попадинец Мария Васильевна
Телефоны: (098) 592-35-80, (044) 331-18-82
Попадинец Мария Васильевна
врач маммолог-онколог, гомеопат

Посты

ПОСТЫ

(по книге А.Баранова «Четыре православных поста»)

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

История

     Установление Рождественского Поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упомина­ют в своих творениях Рождественский Пост. В пятом веке о древности Рождественского Поста писал Лев Великий.

            Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском пат­риархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

            Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписано­му церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".

            Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15(28- по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филип­повым.

      Зачем установлен Рождественский пост

   Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовле­нием к празднованию Рождества Христова.

            Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам по­стом и милостынею истреблять грех, который приумно­жается бренностью плоти и нечистотою пожеланий".

            По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

            "Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным".

            По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рож­дественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотив­шееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".

            Рождественский Пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных да ров и жертв, при­нести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.


Как питаться в Рождественский пост

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский Пост, столь же строги, как и Петров Пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рож­дественского Поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пишу без масла (сухояде­ние) только после вечерни. В остальные же дни - втор­ник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено прини­мать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского Поста разрешается в субботние и вос­кресные дни и великие праздники, например, в празд­ник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмо­вые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

            От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост уси­ливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни при­ходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собран­ными, чтобы весельем, випопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

            Постясь телесно, в то же время необходимо нам по­ститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постим­ся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - запове­дует Святая Церковь.

            Пост телесный, без поста духовного, ничего не прино­сит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воз­держанием от супружеской жизни, с исключением уве­селительных и зрелищных мероприятий, просмотра те­левизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покая­ния пост становится всего лишь диетой.

            Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демо­нам, никогда не ядушим".

            Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост - не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: "Не хотят поститься добровольно - будут поститься недобровольно..."